Пешка становиться опасной для ферзя в том случае если она поддерживается королем и находится на предпоследней горизонтали. Вопреки огромной силе ферзя, в одиночку он справится обычно не может. Результат будет зависеть от того, насколько быстро получится подтянуть короля на помощь ферзю.
Разбираем на примерах
1)

Если пешка центральная или коневая, победа достигается легко. План игры, осуществляемый белыми, типичен для данного эндшпиля. Сначала зигзагом с шахами к пешке приближается ферзь.
1. Фe8+ Kрf2 2. Фa4 Kрe2 3. Фe4+ Kрf2 4. Фd3 Kрe1 5. Фe3+ Kрd1 Черный король вынужден занять поле перед пешкой, и король белых получает возможность отправиться на помощь ферзю 6. Kрb7 Kрc2 7. Фe2 Kрc1 8. Фc4+ Kрb2 9. Фd3 Kрc1 10. Фc3+ Kрd1 11. Kрc6 Kрe2 12. Фc2 Kрe1 13. Фe4+ Kрf2 14. Фd3 Kрe1 15. Фe3+ Kрd1 16. Kрd5 Kрc2 17. Фe2 Kрc1 18. Фc4+ Kрb2 19. Фd3 Kрc1 20. Фc3+ Kрd1 21. Kрe4 Kрe2 22. Фe3+ Kрd1 23. Kрd3 и белые выигрывают.
2)

При слоновых пешках победа зависит от расположения монарха.
Ничья, если король белых находится вне зоны.
На диаграмме пунктиром обозначена зона, в которой должен находиться король белых для достижения победы. 1. Фd4+Kpe2 2. ФсЗ Kpd1 3. Фd3+ Kpc1 4. Крс4 Kpb2 5. Фd2 (если 5. ФbЗ+, то 5. … Kpa1!, и пешку брать нельзя из-за пата) 5. … Крb1 6. КрbЗ с1Ф 7. Фа2#.
3)

Вот как может сложиться игра при положении белого короля на g1: 1. Фb4+ Kpd1 2.Фb3 Kpd2 3. Фb2 Kpd1 4. Kpf2 Kpd2 (4. … с1Ф 5. Фе2#) 5. Фd4+ Kpc1 6. Кре2 Крb1 7. Фb4+ Kpc1 8. ФсЗ Крb1 9. Kpd2 и т.д.
4)

Если бы король белых находился вне зоны (например, на е5), при точной защите черных выиграть не удалось бы. Например: 1. Фd4+ Кре2 2. ФсЗ Kpd1 3. ФdЗ+ Kpc1 4. Kpd4 Kpb2 5. Фd2 Крb1! или 5. Фе2 Kpa1! (но не 5. … Крb1 6. КрсЗ с1Ф+ 7. КрbЗ, и белые выигрывают). Недостаточно и 3. ФbЗ Kpd2 4. Фа2 КрсЗ! (к поражению ведет 4. … Kpd1 5. Kpd4 с1Ф 6. Kpd3 и т.д.).
5)

Выигрыш, если король белых находится в зоне
1. Фb4+ Кра2 2. ФсЗ Крb1 3. ФbЗ+ Kpa1! и ничья.
6)

При короле в зоне (например, на b4) следует: 1. ФсЗ+ Крb1 2. КрbЗ с1Ф 3. ФdЗ+ Kpa1 4. Фа6+ и 5. Фа2#.
7)

Ничья, если король белых находится вне зоны
На диаграмме показана граница зоны при ладейной пешке.
1. Фd2+ Kpb1 2. Крb4 а1Ф 3. КрbЗ, и черные не имеют защиты от мата.
8)

Если король расположен на е4, белые выигрывают следующим путем: 1. Kpd3! а1Ф 2. Фb4+ Кра2 (2. … Kpc1 3. фd2+ Kpb1 4. Фс2#) 3. Kpc2 и т.д.
Все примеры на доске
Скачать примеры в формате pgn.
Тренировка+Задача
Как уже говорили ранее, победа при коневой пешки достигается так же как и при центральной.
Выиграйте! Нажмите на значок монитора/компьютера, потом делайте ход.
Напоследок одна задачка.

Найдите ход, спасающий партию.
Итог
Приведенные примеры показывают, насколько важна помощь короля для ферзя. Только в плотной связке король + ферзь достигается выигрыш.
Если понравился данный материал — оставь комментарий или просто оцени статью и не забудь подписаться к нам в vk)
Желаем удачи!